Эволюция детского рисунка
Мы часто храним первые шедевры наших детей, наблюдая, как первые каракули эволюционируют соответственно возрасту ребенка.
Стадия головастиков. Первые рисунки детей, как правило,
изображают различные виды окружностей и «головастиков». Взрослея, наш
«головастик» приобретает туловище и дополнительные черты. С возрастом
ребенок научится изображать лицо человека полностью, постепенно добавляя
в рисунок части тела.
С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Голова
изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом
черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по
два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то,
что видят и помнят, а то, что ЗНАЮТ.
И только к 9 годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации.
Интерпретируем способ рисования
Способ рисования уже откроет для вас настроение ребенка. Поэтому в
процессе наблюдайте не то, что ребенок рисует, а то, КАК он рисует. Воздержитесь от лишних вопросов, критики и руководства.
Ребенка до определенного возраста бесполезно учить правильно рисовать.
Детский рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные
наблюдения.
Конечно, только по рисункам нельзя ставить диагнозов, но все же
представляем вам несколько моментов, на которые можно обратить внимание.
- Быстрое, небрежное выполнение рисунка может указывать на импульсивность.
- Ребенок не рассчитал объем, рисунок не поместился на бумаге — возможно, его характеризует эмоциональная несдержанность.
- Наклон персонажа на угол более 15 градусов говорит о нестабильности, отсутствии психического равновесия.
- Большие размеры персонажа — экспансивность, слабый внутренний контроль.
- Прозрачные элементы рисунка — незрелость, склонность к резкому проявлению своих чувств.
- Чрезмерная штриховка — выражение тревоги (чем темнее, тем интенсивное представление).
- Стирание — сознательный контроль, беспокойство.
Анализ рисунка
Жизнерадостные дети рисуют легко и непринужденно. Рисунок
средний по величине, расположен по центру, с изображением частей тела
соответственно его возрасту. Поза открытая, ноги и руки широко
расставлены. Выражение лица изображенного персонажа иллюстрирует радость
и гармонию.
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие
фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Такие
дети часто изображают неустойчивые фигуры с крошечными ногами, что
символично выражает нестабильность их личности и недостаток
защищенности. Короткие руки — частый элемент в рисунках неуверенных
детей. Это тенденция к отступлению, попытки тормозить импульсы.
Замкнутые дети часто пропускают изображение рук.
Спрятанные руки за спину — застенчивость, необщительность. Отсутствие
ладоней указывает на чувство неприспособленности и ощущение угнетения.
Полное отсутствие рук указывает на чувство вины от ощущения
враждебности. Однако здесь нужно учитывать возраст ребенка, так как
пропуск рук в 6 лет может быть показателем застенчивости и пассивности,
а в 10 лет пропуск верхних конечностей может говорить об отклонениях.
Агрессивные дети, напротив, тщательно выделяют руки и
прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как
склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев
символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет
склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной
агрессии.
Обратите внимание на рисунок тревожного ребенка. Тревога
прослеживается в изображении отдельных черт лица: это выпученные глаза
персонажа, взгляд в сторону (страх, подозрительность), затемнение пустых
мест и чрезмерная штриховка.
Обязательно похвалите ребенка после выполнения рисунка. Сохраните
его на память, детям нравится просматривать собственные шедевры, да и
вам будет полезно сверить ранние и поздние рисунки и рассмотреть
изменения. По возможности выделите в детской место для собственной
галереи ребенка. Помните, даже в самых нелепых рисунках можно увидеть
юного гения.
Эльнара Агаева, семейный психолог