Причины школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации могут быть различными.
1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и
навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо
развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее
других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку
тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и
т.д.
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это
встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе
медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за
состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем,
который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут
помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о
событиях в школе.
Признаки школьной дезадаптации
Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При
этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной
дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении,
другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется
заниматься «назло учителю».
Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает
повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется
на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные
признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных
привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых
движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или,
наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со
школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть
сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не
хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и
учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно
различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и
жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно
относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть
проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в
нарушение поведения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в
вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности,
непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и
учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических
особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять
импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные
реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю,
не может постоять за себя перед одноклассниками.
Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что
ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо
справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с
одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой
компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние
ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.
Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к
школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного
психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл
при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по
собственной инициативе.
Ольга Гордеева, психолог http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/56876/
|