Сейчас начали все чаще ставить такой диагноз, и первое, о чем бы я
попросила родителей – не спешить соглашаться. Как раз прошлым летом
занималась с мальчиком, у которого два специалиста подряд зафиксировали
ЭТО, а я месяц искала и не нашла. Другое заблуждение состоит в том, что,
раз дефицит внимания, то обязательно присутствует гиперактивность.
А это совсем не так, и чаще у девочек, чем у мальчиков. Ты говоришь, а
она не слышит… Заметьте, прошу, самые опытные специалисты до сих пор не
решили, что это: болезнь или дар, поскольку деточка может находиться в
своем мире и решать внутренние важные задачи. Или испытывать скуку в
связи с особой одаренностью и, не имея возможности реализовать ее,
находиться в стрессовом состоянии, вызванном семейными обстоятельствами:
болезнью близких, потерей родителей и др.
Поэтому для постановки диагноза требуется полгода обязательного
медицинского наблюдения. По мнению ряда авторитетных специалистов, оно
должно производиться на основе клинического осмотра ребенка педиатром и
невропатологом с обязательным присутствием психолога.
При этом считается необходимым исследовать вербальный и невербальный
интеллект маленького пациента, чтобы оценить специфические
индивидуальные качества каждого отдельного ребенка, видеомоторную
координацию, способности, уровень эмоционального развития, состояние
мозга, центральной нервной системы и т.д.
Кроме того, нужно учитывать мнение психологов, которые считают, что и
здоровые дети могут проявлять признаки дефицита внимания. Они вообще
различают понятия «внимание» и «внимательность». Внимание – это не что
иное, как сосредоточенность психики человека (да и всех высших
позвоночных животных), направленная на конкретный предмет, который
значим «здесь и сейчас». Оно существует в трех видах:
1 – непроизвольное, возникающее непреднамеренно как ориентировочная
реакция, присущее всем людям и преобладающее у детей до пяти – семи лет;
2 – произвольное, наоборот, требует целенаправленных волевых усилий. И
складывается из объема, распределенности и устойчивости внимания, его
переключаемости, наличия внутреннего плана действий;
3 – постпроизвольное, сдвигающее мотивацию на цель и обеспечивающее изменение действий без значительных волевых усилий.
Предыстория появления термина «дефицит внимания» довольно любопытна,
хотя проблема была зафиксирована более 100 лет назад и формулировалась в
разное время как «гиперкинетический хронический мозговой синдром»,
«минимальное повреждение (дисфункция) мозга», «легкая детская
энцефалопатия». Совершенно прав был Б.Д. Шмидт, выступивший в 1975 г.
против этого на том основании, что для родителей он просто убийственен.
Но термин «дефицит внимания» появился лишь через пять лет в США.
Валентина Пономарёва Школа Жизни Ру
Внимательность же – сложившееся качество личности. Но как его
формировать? Во всяком случае, никак не окриками типа «Не отвлекайся!»,
«Куда уставился!» и т.д. А вот возбуждение интереса к предложенной
деятельности (не доводя ребенка до переутомления, разумеется), а также
тонкими подсказками вроде: «Давай, только ты закончишь раскрашивать в
альбоме листики на дереве, мы с тобой поиграем в интересную игру»;
«Посмотри, тебе осталось написать совсем немного»! И т.п. Только
непременно все высказывания должны быть в доброжелательной форме.
Хороши также словесные игры,
начиная с тех, что попроще («Если отбросить первую букву в слове
«спорт», что получится»?), постепенно усложняя такими, где потребуется
поменять сначала одну, а потом две буквы в слове, чтобы получить другое –
из кошки мышку и др. Речевые упражнения хорошо дополнять внесением
двигательных элементов. Так, можно предложить, слушая разные цифры,
называемые кем-то из старших, хлопать в ладоши или подпрыгивать, когда
прозвучит: «Пять».
Про игру «Да» и «нет» не говорить, белое и черное не называть всем
хорошо известно, так что достаточно о ней напомнить как об инструменте
развития внимания. Игра «Что изменилось?» тоже довольно популярна: на
стол выкладываются 3 – 7 предметов (из игрушек, потом посуды или цветных
карточек с изображением животных, растений и т.д.), ребенку
предлагается их запомнить, а потом отвернуться (или выйти из комнаты,
как удобнее) и спросить, какой вещи не стало. Вариант: предметы меняются
местами, тогда и вопрос звучит иначе.
Из самых известных игровых упражнений для развития внимания стоит
назвать «Съедобное – несъедобное»: когда водящий бросает мяч игроку,
называя любую вещь, а тот его ловит, то в том случае она съедобна.
Только заметила, что малышам больше нравится, когда они садятся на пол, а
мяч катается. Можно, кстати, и без ведущего обойтись: если участник не
ошибся в выборе, он получает право назвать следующий предмет.
* * *
В общем, игровая база обширна, и требуется лишь внимательность самих
взрослых для кропотливых и продуманных действий по развитию детского
внимания. А каков же прогноз, когда дефицит внимания все же
действительно имеет место?