Речь
- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения,
опосредствованная
языком. Выделяют три основные функции речи:1) Речь - это
наиболее совершенное
емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом
состоит
ее межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием
осуществления многих
психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая
возможности
произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом
состоит
внутрииндивидуальная функция речи; 3) Речь представляет
отдельному человеку
канал связи для получения информации из общечеловеческого
социально-исторического
опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи. Функции
речи отражают
ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает
первоначально
как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же
оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его
чувственный
опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется
несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.
Общечеловеческая
функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у
детей в
школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году
его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на
ряд функций.
Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются
функции сообщения
и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а
также эмоционально-выразительная.
В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
Коммуникативная
функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство
общения возникает
на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения.
Ее возникновение
и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях
(нормальном
мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей
жизнедеятельности ребенка.
Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех
задач общения,
которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Речь
автономная детская. Один из
ранних
этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По
своей
форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых
или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко",
"кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями
являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость
значений
слов, их неопределенность и многозначность; 2) своеобразный
способ "обобщения",
основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных
признаках
или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться
все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3)
отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
Автономная
детская речь может принимать более или менее развернутые формы и
сохраняться продолжительное
время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи
(всех
ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа
с детьми,
правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под
несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции
автономной
детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь
может
принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях
рекомендуется
временное разъединение детей. Речь
внутренняя.
Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления
про себя.
Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее
отчетливой форме
представлена при решении различных задач в уме, при мысленном
планировании, запоминании
и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного
опыта, его
осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных
действий,
осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной
деятельности
человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи -
разговора дошкольника
с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот
разговор
обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более
сокращенным,
идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного
возраста
эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про
себя.
Речь эгоцентрическая.
Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста,
занимаясь
какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне
зависимости от
присутствия собеседника. Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а)
Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию); б)
Речь со
своей точки зрения без учета позиции собеседника. В настоящее
время существует
относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи. от "Речи
для себя" (private speech)
как
другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи
связано
с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка,
неспособного учитывать
точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не
имеющие
намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и
не предполагающие
знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя"
полифункциональна:
в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко
взрослому в
целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией
деятельности
самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных
действий, планирования
собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии
ребенка
состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным
содержанием действий.
Развитие речи
Развитие речи
проходит
три этапа.
1. Довербальный
- приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального
общения с
окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет
говорить.
Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в
последующем.
Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к
речи окружающих
- предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более
тонкая дифференцировка
речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность
к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап
развития речи
завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого,
возникновением
пассивной речи. 2. Переход ребенка к
активной
речи. Он приходится обычно
на 2 год
жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы,
развивается
фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения
ребенком речью
и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют
условия общения
со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое
сотрудничество
между ними и насыщенность общения речевыми элементами. 3. Совершенствование
речи как ведущего средства общения. В ней все точнее
отражаются
намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст
отражаемых
событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических
конструкций,
четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство
речи
у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они
усваивают из слышимой
ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними
коммуникативных
задач. Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное
накопление словаря,
значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети
овладевают единственным
и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3
года ребенок
владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу
дошкольного
возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и
словоизменения.
Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных
условиях, привязанность
к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная
контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако
элементы ситуативности
еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными
местоимениями,
в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к
сознательному
овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь,
чтение. Это
открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития
лексической, грамматической
и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли
развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не
стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"? Сейчас я
постараюсь рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.
Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска,
они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.
Этапы развития детской речи. от 0 до 1 года.
Итак, к концу
1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении,
причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель -
закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым,
"гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор
взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на
эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится
продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма.
Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к
голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые
голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым,
использует различные голосовые реакции для привлечения внимания
окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время
один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е.
повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет
уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с
конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые
жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
. от 1 года до 7 лет
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из
двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу").
Словарный запас 20 слов.
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей
тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно
выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"),
верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне;
повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие
"один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях
("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной
конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из
пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и
глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение
простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку",
"положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и
союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные
короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может
оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие
временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит
шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до
2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи",
"животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей
действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки
звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные
незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части
речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно
употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500
слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые
словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются
грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В
этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается
объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода
существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание,
память, логическое мышление и другие психологические предпосылки,
необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в
школе.
Logoped.Ru При оформлении материала использованы фотографии из фотогалереи журнала "Няня". |
|
|
|
|