Суббота, 21.10.2017, 05:59

УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЮ
Персональный сайт 
 учителя Лучановской средней школы Томского района


Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
О наших дошколятах

Приглашаем на обновлённый блог о дошкольном образовании в нашей школе. 

Здесь я работаю
Новости школы
Вход на сайт
Добавления
Сегодня материалов нет.
Жизнь сайта
Статистика
сейчас на сайте
Теги
Начало начал
Друзья сайта
Сайт учителя начальных классов

 Словарь логопеда.
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
счётчик установлен 05.05.2011 года



Уважаемый Гость! В предлагаемом Вашему вниманию Словаре содержатся сведения о речи и особенностях её развития. Словарь пригодится Вам, ведь Вы заботитесь о своей речи.
             
     А    
      Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.      
      Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.      
      Аудиторный шок -- или сценический страх -- состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.      
      Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.      
      Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.      
      Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.      
      Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.      
      Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.      
      Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.      
      Адекватный -- то есть соответствующий чему-то.      
      Авторитарный -- характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей.      
      Аттракция -- привлекательность человека.      
      Аффект -- бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля.      
             
   
Б    
      Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.      
      Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.      
             
   
В     
      Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.    
      Вербальный -- словесный.      
      Визуальное общение -- зрительный контакт.      
           
   
Г      
      Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ].      
      Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.      
      --высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание; средний -- смешанное звучание.      
      --диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.      
      --полётность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.      
      --тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса -- характерное для каждого человека.      
      --поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.      
      Гендерный аспект -- особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений.      
             
   
Д      
      Диалог -- (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.      
      Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.      
      Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.      
      Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему.      
      Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.      
      Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.      
      Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.      
      Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.      
      Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.      
      Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.      
      --грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.      
      --ключичное -- короткое, поверхностное дыхание.      
      --брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.      
                    
   
Ж      
      Жест -- движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.      
             
   
З      
      Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.      
      Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.      
      Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.      
      Защитные механизмы -- совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.      
  
  И      
      Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь  насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.      
      --интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп -- скорость  произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность). Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.      
      Интеллект -- вся познавательная деятельность человека.      
      Идентификация -- уподобление себя другому. Взгляд на вещи и события с его точки зрения.      
      Интегральный -- цельный, единый.      
      Интроверсия -- направленность человека на свой внутренний мир.      
      Иррадиация -- распространение процесса возбуждения или торможения.      
      Иррациональный -- фантастический, надуманный. 
   
   
К      
      Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.      
      Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.      
      Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].      
      Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.      
      Катарсис -- эмоциональная разрядка.      
      Кинесика -- совокупность движений тела, мимики, жестов.      
      Клаустрофобия -- страх перед ограниченным пространством.      
      Комплиментарный -- неравный.      
      Конформность -- согласие с группой, коллективом.      
             
   
Л      
      Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.      
      Лексикон -- словарный запас.      
      Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.      
      Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.      
      Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.      
      Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.      
      Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.   
 
   
М      
      Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:      
      -- повествовательная -- резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;      
      -- вопросительная -- повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;      
      --восклицательная -- свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.      
      Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.      
      Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.      
      Моторика -- совокупность двигательных реакций.      
      Монолог -- устное или письменное высказывание одного человека. Монолог -- значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.      
      Мнемоника -- приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.      
             
  
Н      
      Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.      
      Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.      
      Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи.      
             
  
О      
      Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.      
      Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.      
      Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.      
      Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.      
      Ономастика -- наука, изучающая собственные имена.      
      Оппонент -- противник в споре.      
             
 
П      
      Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.      
      Пауза -- остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.      
      --люфтпауза -- (luft-нем.) пауза для добора воздуха.      
      --промежуточная пауза -- определяется знаками препинания.      
      --психологическая пауза -- обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.      
      --соединительная пауза -- для неё характерно повышение голоса на логическом слове.      
      --цезура -- короткая пауза между фразами.      
      Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.      
      Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.      
      Портаменто -- лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.      
      Приёмы общения -- предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.      
      Паралингвистика -- вокальные возможности голоса.      
      Проксемика -- наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).      
      Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи.
    
   
Р      
      Регистр -- ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.      
      Резонатор -- полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.      
      Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:      
    --звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи;      
      --ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
      --тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
      --физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
      --фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи.
   Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.
      Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
      --внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
      --внутренняя -- речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
      Реактивное мышление -- мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.
      Ресурсное состояние -- оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
      Рефлексия -- размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
      Реципиент -- пользователь информации.
      Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
      Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи.
      Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.
      Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
      Ротацизм -- часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
       
 
С
      Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
      Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
      Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта.      
      Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]      
      Синтоническая модель общения -- гармоничное общение.      
             
 
Т      
      Темп речи -- скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.      
      Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.      
      Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.      
      Такесика -- общение людей с помощью прикосновения.      
             
 
  У      
      Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).      
      Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
      

  
Ф, Х
      Фонема -- звук речи. В русском языке -- 42 фонемы.
      Фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи -- фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
      Фонация -- голосообразование.
      Хиттизм -- недостаток произношения звука [ Х ].

   Ц, Ч

      Чистота речи -- чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
     
  Э, Ю

      Этиология -- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.
      Экспрессия -- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
      Эмпатия -- сочувствие человеку.
        Этика -- учение о нравственности.
        Этика медицинская -- наука о необходимости нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам.
        Этикет -- правила вежливости, принятые в обществе.
        Экстраверт -- человек, направленный на внешний мир: общение, контакты и др.
 
  
Я
      Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия
Copyright MyCorp © 2017