с 07 июня 2011 года страницу посетили
Администрация
— государственные органы, осуществляющие управление; должностные лица,
руководящий персонал учреждения, предприятия.
Аккредитация образовательных учреждений — 1)
определение соответствия образовательных учреждений установленным
профессиональным стандартам; 2) подтверждение государственного статуса
(типа, вида и категории) образовательного учреждения, определяемого в
соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных
программ.
Акты органов исполнительной власти — юридическая форма
волеизъявления исполнительных органов государственной власти.
Принимаются в виде постановлений, распоряжений, инструкций, приказов,
решений.
Аттестация — комплексная экспертиза деятельности ДОУ на
предмет соответствия требованиям государственного образовательного
стандарта.
Аттестация образовательных программ — установление
соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных
документов, являющихся составной частью государственного стандарта в
области образования.
Власть — 1) право и возможность распоряжаться,
управлять людьми, объектами, процессами; 2) органы власти, которым
предоставлены полномочия осуществлять власть. Различают законодательные,
исполнительные, судебные органы власти.
Высшая юридическая сила — обладание юридическим правом
самой высокой значимости в сравнении с другими актами.
Государственная защита прав и свобод граждан — система
мер, которая позволяет гражданам беспрепятственно пользоваться
законодательно установленными правами и свободами.
Государственно-общественный характер управления — отказ
государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов
функционирования и развития государственной системы образования,
установление паритета государства и общества в выработке и реализации
общенациональной образовательной политики.
Группа — социальная единица, состоящая из ограниченного
числа индивидуумов, взаимодействующих друг с другом с определенной
целью, по определенному типу взаимоотношений и в течение определенного
интервала времени.
Делопроизводство — деятельность, охватывающая
составление документов и организацию работы с ними.
Должностное лицо — служащий государственного
учреждения, занимающий высокую должность, уполномоченный осуществлять
юридически значимые вещи.
Дополнительные образовательные программы — программы
различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях
за пределами, определяющих их статус основных образовательных программ, в
образовательных учреждениях дополнительного образования или посредством
индивидуальной образовательной деятельности (ст. 26 Закона «Об
образовании»).
Дополнительные образовательные услуги — платные
образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям,
рганизациям.
Делятся на оздоровительные и медицинские, развивающие и организационные
услуги, оказываемые ДОУ.
Исполнительская дисциплина — выполнение членами
трудового коллектива или отдельными сотрудниками приказов, распоряжений,
реше-ний, указаний, принятых на вышестоящем уровне управления.
Использование персонала — комплекс мероприятий,
направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации
трудового потенциала работников.
Категория образовательного учреждения — соответствующий
нормативным критериям уровень качества и результативности деятельности
определенного типа и вида образовательных учреждений.
Качество деятельности учреждения —соответствие
обра-зовательных услуг требованиям потребителя, «социальному заказу»,
системная самоопределенность учреждения, его организационная культура,
репутация и имидж в районе.
Компетенция — совокупность прав и обязанностей
госу-дарственного органа, учреждения, должностного лица.
Компетенция образовательного учреждения —
самостоятельность в осуществлении образовательного процесса, подбора и
расстановки кадров, хозяйственно-финансовой, экспериментальной и другой
деятельности в пределах, определяемых законодательством РФ и уставом
учреждения.
Конфликт — дисгармония между людьми, идеями или
интересами, столкновение противоположностей; психическая напряженность,
возникающая как результат одновременного функционирования
взаимоисключающих импульсов, желаний, мотивов, потребностей.
Культура образовательного учреждения — уникальная
многослойная система норм, традиций, менталитета, стилей поведения и
способов деятельности. Ее создателями и носителями являются все
участники образовательного процесса в ДОУ.
Лицензия — документ на право осуществления какой-либо
деятельности; на право пользования чем-либо; на использование
изобретения или иного технического достижения.
Лицензирование — выдача разрешения на ведение
какой-либо дея-тельности или использование каких-либо полномочий.
Лицензирование образовательного учреждения —
установление соответствия условий осуществления образовательного
процесса в образовательном учреждении государственным и региональным
требованиям.
Нормативные правовые акты — основной источник права.
Реализуется в виде законов, постановлений, кодексов, инструкций.
Образовательная программа учреждения —
нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания
образования и особенности организации образовательного процесса в ДОУ. Образовательная
программа ДОУ включает:
• определение цели и приоритетных направлений образования в ДОУ,
конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения;
• учебный план ДОУ;
• характеристику и классификацию образовательных программ,
соответствующих учебному плану;
• учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение;
• описание принятой в учреждении системы диагностики результатов
развития детей, оценки их достижений;
• представление особенностей организации всех компонентов
образо-вательной деятельности в ДОУ и педагогических технологий,
взаимосвязи деятельности всех участников образовательного процесса;
• управление программой через мониторинг.
Образовательные учреждения — учреждения, осуществляющие
об-разовательный процесс, т. е. реализующие одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание обучения и
воспитания детей.
Орган управления образованием — самостоятельная единица
в совокупности органов управления образованием, входящая в
иерархическую организационную структуру управления образованием и
осуществляющая управление деятельностью образовательного учреждения.
Организационная структура управления — целостная
структура управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев,
находящихся во взаимодействии, и упорядоченных взаимодействиями в
соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.
Организационная структура управления образованием —
упорядоченная совокупность органов, управляющая деятельностью системы
образования.
Организация — деятельность субъекта (объекта)
управления по формированию и регулированию определенной структуры
организационных взаимодействий посредством совокупности способов,
средств и воздействий, необходимых для эффективного достижения целей.
Паспорт учреждения — наименование, статус, адрес,
учредители, краткая историческая справка, имеющиеся традиции; концепция и
основная педагогическая идеология учреждения, принятая коллегиально;
устав и локальные акты; описание социального заказа;
конкурентоспособность учреждения в системе образования района, города,
региона.
Педагогическая система — социально обусловленная
целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой,
окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников
педагогического процесса, направленного на формирование и развитие
личности.
Педагогический анализ информации — функция управления,
на-правленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности
применения различных способов и средств для достижения целей, а также на
объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку
регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное
состояние.
Педагогический мониторинг — форма организации сбора,
хранения и распространения информации о деятельности педагогической
системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и
прогнозирование ее развития.
Планирование — определение путей и средств достижения
целей.
Попечительский совет ДОУ — негосударственная
общественная не-коммерческая организация, объединяющая на добровольной
основе граждан и юридических лиц в целях совершенствования и развития
образовательного процесса в конкретном ДОУ.
Правила внутреннего трудового распорядка — нормативный
акт, регламентирующий все основные вопросы регулирования трудовых
отношений внутри отдельного трудового коллектива.
Примерные образовательные программы — программы,
разрабо-танные на основе государственных образовательных стандартов (ст.
14 Закона «Об образовании»).
Программа развития учреждения — документ,
представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего
коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы; образ
желаемого будущего состояния этой системы; состав и структура действия
по переходу от настоящего к будущему.
Рабочее место — место, в котором работник должен
находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и
которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Регистрация учреждения — процедура признания права
образова-тельного учреждения юридическим лицом, уполномоченным органом в
соответствии с законодательством РФ.
Руководитель учреждения — педагогический работник, в
задачи которого входит непосредственное управление учреждением,
организацией в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об
аккредитации.
Система — совокупность определенного рода
взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность
элементов.
Система управления — совокупность органов (звеньев)
управления, реализующих по определенным принципам с помощью определенных
методов управления функции (задачи) управления, направленные на
достижение главных целей всей деятельности.
Структурное подразделение — крупная составляющая часть
органа управления образованием или образовательным учреждением,
обладающая значительной самостоятельностью (управление, отдел, факультет
и т. д.).
Требования к содержанию образования — нормативное
выражение государственного и социального заказа к системе образования
как фактору экономического и социального прогресса общества.
Требования к организации образовательного процесса —
норма-тивное определение регламентирующих положений, способов, средств
обеспечения образовательной деятельности:
• организация образовательного процесса в учреждении, определяемая
учебным планом;
• определение ДОУ системы оценок, форм, порядок и периодичность
промежуточной аттестации воспитанников или обучающихся;
• итоговая аттестация выпускников, завершающая освоение образовательных
программ;
• объективность контроля за качеством подготовки выпускников, которая
обеспечивается государственной аттестационной службой в соответствии с
образовательными стандартами (ст. 15 Закона «Об образовании»).
Трудовая пенсия — ежемесячная выплата в целях
компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые
получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.
Управление — целенаправленное взаимодействие
управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного
результата (цели).
Условия труда — совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и
здоровье работника.
Условия учебы — условия, в которых совершается учебный
процесс или трудовая деятельность обучающегося или группы обучающихся.
Устав образовательного учреждения — документ
государственного образца, в котором в обязательном порядке указываются
наименование, место нахождения, статус, учредители,
организационно-правовая форма, тип и вид ДОУ; основные ха-рактеристики
организации образовательного процесса, программы, режим; права и
обязанности участников образовательного процесса и другие моменты,
регламентирующие деятельность ДОУ в соответствии со ст. 13
Закона «Об образовании».
Участники образовательного процесса в учреждении —
инициаторы и субъекты реализации образовательных программ: дети,
педагогические работники, родители (законные представители).
Учебный план образовательного учреждения — документ,
разрабатываемый и утверждаемый ДОУ, реализующий нормативы федерального и
регионального базисных планов и включающий содержание образования,
определяющее специфику осуществления образовательной деятельности в ДОУ в
рамках его компетенции.
Учредители образовательного учреждения — орган (органы)
государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации;
общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории
РФ и других государств.
Цель — это желаемый и заранее запрограммированный
результат, достигаемый в будущем.
Эксперт — специалист в определенной области,
компетентный в решении данной задачи, проблемы.
Этапы экспертной оценки — основные процедуры
экспертизы, включающие:
• определение цели и задач; прав и ответственности рабочей группы
экспертов; сроки проведения экспертизы;
• подбор экспертов, определение их компетенции;
• проведение экспертного исследования в определенных формах и с помощью
валидных и надежных методов;
• анализ и обработка полученных результатов; сравнение результатов
оценок по выбранным параметрам и установление единого отношения.
Эффективность деятельности учреждения — соответствие
достиг-нутого качества результатов уровню затрат по обеспечению данной
деятельности и организационной культуре учреждения.
Юридическое лицо — субъект или структура, приобретающие
гражданские права и принимающие на себя гражданские обязанности через
свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону
или уставу (положению).
|