Среди обучающихся общеобразовательных школ, имеющих нарушения речи,
особую группу составляют заикающиеся дети. Это достаточно своеобразный
речевой недостаток, проявляющийся лишь в процессе общения. Возникающая при заикании затруднённость речевого общения не проходит бесследно для личности ребёнка. Такие дети с возрастом чувствуют свой недостаток, который невыгодно отличает его от нормально говорящих сверстников. По общепризнанному мнению логопедов-практиков и учёных, одним из критических моментов, усугубляющих заикание, является поступление ребёнка в школу. В моей педагогической практике ежегодно встречаются такие дети. Преодоление возникающих трудностей предусматривает два направления коррекционного воздействия: организацию устных высказываний и нормализацию произвольной деятельности детей. Определённое беспокойство у меня вызывает тот факт, что работать приходится в разновозрастной группе. Но детям достаточно комфортно , они учатся друг у друга терпению, настойчивости. Базой, на которой формируются навыки свободной речи, являются дыхательная и артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление. Тренируемся в произнесении слов, фраз на беззвучной артикуляции и шёпоте. Задача учителя в том, чтобы вытеснить или предупредить фиксированность на дефекте. А эффективность восстановленияслитности речи, уверенного речевого общения во многом зависит от активного отношения к процессу самого заикающегося и от правильного понимания им всех этапов этого процесса, включая усвоение определённых позиций и правил речевого общения. В процессе работы установился тесный контакт с родителями. Они узнавали о малейших положительных результатах. Совместно с ними оговаривались дальнейшие действия. Учителя получили консультацию о специфике работы и устного опроса заикающихся школьников. Дети были освобождены от проверки техники чтения. Хорошей тренировкой правильных речевых навыков стало чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность, т.к. одним из качеств хорошей речи является её ритмическая выразительность. Темп речи играет важную роль в её формированиии восприятии. Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является её ритм, т.е. последовательное чередование элементов речи. Мы выполняли упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений(ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). В системе методов по устранению заикания большая роль принадлежит специальному коррекционному воздействию на личность и деятельность учеников. Большое значение имеет организация внешних воздействий ребёнка. Неорганизованность заикающихся проявляется в недостаточном умении
самостоятельно распределять свои действия во времени. Поэтому в ходе
занятий предлагаю выполнять работу за опроеделённое время. С первых дней приучаю точно оформлять письменные задания,развивая понимание того, что правильное оформление также важно, как и содержание работы. Данной категории детей обязательно рекомендованы консультации невролога, психоневролога.