Понедельник, 06.05.2024, 20:38

Сохраним свою индивидуальность!
Персональный сайт 
 Пыжик Татьяны


Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
О наших дошколятах

Приглашаем на обновлённый блог о дошкольном образовании в нашей школе. 

Вход на сайт
Добавления
Сегодня материалов нет.
Жизнь сайта
Статистика
Начало начал
Друзья сайта
 Коллекция интересных тем и статей
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Оформительские сказки ( В подражанье Г.Х. Андерсену)
17:10
Оформительские сказки ( В подражанье Г.Х. Андерсену)

Предисловие.

 Оформление часто воспринимается как что-то второстепенное, не очень важное. Вырезанное название мероприятия, несколько «мультяшных» рожиц, десяток разноцветных цветочков, шары – знакомая картина?Что же такое оформление? Но давайте вдумаемся, вслушаемся в слова «оформление», «оформить». Оформить – значит придать форму происходящему в том или ином пространстве. Оформление немаловажный элемент мероприятия, дела. Оно не только способно усилить эмоциональное воздействие, но и может содействовать раскрытию смыслов, основных идей мероприятия. Оформление – это волшебство преображения, превращения предметов и помещений, а говорить о волшебстве можно только в сказках. Четыре сказки, справедливее сказать, четыре этюда на тему оформления. В них вы не найдете готовых рецептов, но, потрудитесь, прочтите их. Возможно, они будут не так бесполезны для вас.

 Сказка о красках.

 Гуашь была горда; она гордилась тем, что она была всем очень нужна: не было дня, чтобы в ее коробочку не заглянули, не открыли аккуратно крышки баночек, не опустили бережно кисть во влажную краску. Гуашь часто говорила о том, что без нее нельзя обойтись, если надо сделать газету, если нужно загрунтовать ватман, если нужно нарисовать декорации. Гордилась гуашь тем, что обладает хорошей кроющей способностью и может без труда быстро загрунтовать поверхность, так что эта поверхность будет достаточно ровной, без разводов, подтеков и некрасивых полос. И когда у неумелого художника краска ложилась неровно, гуашь всегда расстраивалась. «Если вы хотите увидеть мои достоинства, возьмите широкую кисть, не смачивайте кисть сильно, удалите излишки краски аккуратно о край баночки и наносите меня широкими движениями от одного края грунтуемой поверхности до другого», - советовала гуашь, но ее часто не слышали. Однажды баночки гуаши разных цветов завели между собой спор – какой цвет важнее.«Я, я самая главная, - закричала желтая краска.- Я одного цвета с Солнцем. Я приношу тепло и радость. Посмотрите на одуванчики, рассыпанные на зеленой траве, я такая же веселая, беззаботная. Кого из вас могут сравнить с золотом? А я сияю золотыми бликами на поверхности реки, на начищенной поверхности трубы. Я зову за собой, я приношу веселье, хорошее настроение, поэтому меня все очень любят». О том, что желтый часто называют цветом непостоянным, цветом измены и предательства эта краска предпочла умолчать. Это ведь недостаток, а кто любит говорить о своих недостатках.«Какая наглая!» - возмутилась зеленая краска, «Какая легкомысленная – эта желтая» - подумала черная, но ничего не сказала. «Действительно желтый, пожалуй, самый живой и подвижный цвет. Но не все так просто - задумчиво сказала краска синего цвета. – Как и каждая из нас ты – желтая имеешь много оттенков. Помнишь, одна моя маленькая капелька попала в желтое пятно на палитре художника. И что с ним стало? Куда исчезли радость, живость, веселье? «Охлажденный» желтый цвет стал болезненным, нездоровым, раздражающим».«К чему этот спор? – сказала гордо красная краска. – И без того понятно, что самый главный цвет – красный. Все его оттенки прекрасны! Разве светло-красный менее радостный, чем желтый? Посмотрите на насыщенный красный, как огонь несет он энергию, жизнь, силу. Я уже не говорю о пурпурном, который отражает королевское и императорское превосходство, победу, триумф. Красный – цвет власти и достоинства!» - заключила красная краска.«Гордячка!» - недовольно пробормотала зеленая. «Если мою радость легко охладить добавлением синего, то так же просто добавлением синего остудить всю энергию красного, – ехидно сказала желтая. – Фиолетовый! Разве он не символизирует печаль, неясность, смутное предчувствие чего-то плохого?».«Что же это за синий цвет? Все способен изменить, охладить? Вас послушать, так синий – самый главный!» - сказала зеленая краска.«Может быть, синий и не самый главный, но цвет прекрасный! – сказала синяя краска. – Цвет неба, цвет моря, цвет васильков и колокольчиков…О чем думают люди, глядя в синее небо? О бесконечности, о иных мирах, которые находятся где-то там за этим голубым куполом. Как задумчивы люди, когда смотрят на морскую гладь? Синий цвет способен звучать разными голосами: средне-синий подобен голосу флейты, темно-синий – виолончели, синий близкий к черному звучит голосом органа».«И до чего же любит философствовать эта синяя краска! Так и хочет всем показать, что ее считают цветом интеллекта, размышления» - недовольно подумала желтая краска и тут же улыбнулась сама себе – все равно я самая красивая!»«Солнце, огонь, небо! Радость, страсть, размышление! А где стремиться укрыться от палящего солнца в жаркий летний день человек? Разве не под кроной деревьев? – лениво сказала зеленая краска. – Зеленый – самый спокойный, умиротворенный цвет. Уставшему человеку так приятно полежать на зеленой траве в тени кустарника, послушать тихий шепот ветра в листве деревьев. Зеленый – это цвет весны, юности, надежды. Да что говорить, зеленый цвет – цвет самой природы» - самодовольно проговорила зеленая краска.«Зелень – юность, весна? Но это еще и незрелость, неопытность», - угрюмо сказала черная краска. «Какая скука - весь этот разговор! – устало проговорила она, а про себя подумала: «И зеленая краска такая скучная, недаром говорят «зеленая тоска». «Посмотрите в мусорную корзину. Не старая ли палитра в ней валяется? Еще недавно на ней были желтый, красный, зеленый, синий. Все они звучали, кто флейтой, кто виолончелью, кто скрипкой! А сейчас – все они смешались в одно черное пятно! Умолкли, стали неподвижны, как я» - мрачно сказала черная краска. Краски зашумели. «Несносная черная краска, даже мне такой веселой она может испортить настроение!» - возмущалась желтая краска. «Как мрачно! Но ведь и антрацитовый уголь может разгореться красным огнем!» - горячо сказала красная. «А на черной земле вырастает зеленая трава» - поддержала красную краску зеленая. «До чего же мудра, черная краска. Угасший огонь превращается в пепел, а пепел удобряя землю дает жизнь траве и деревьям», - проговорила синяя.И только белая краска молчала. Она была нема. Она сожалела, что не могла дарить радость как желтая краска, нести силу и энергию как красная. Сожалела белая краска о том, что не обладала она способностью синей краски побуждать к размышлению и рождать в человеческой душе трепетное волнение. Казалось, что и подобно зелени деревьев и травы не могла успокоить уставшего путника. Обо всем этом белая искренне сожалела беспристрастная белая краска. Как устала она от своей хрупкой чистоты, ложась на белый лист, любая другая краска могла изменить его.Тут пришел художник, ему были дороги все цвета. Художник бережно открыл краски, взял кисть и, умело смешав краски, нарисовал солнце, небо, прекрасный луг, расцвеченный ромашками, одуванчиками, васильками.

 Сказка о бумаге.

 В старом шкафу были свалены вороха бумаг. Здесь были и нарисованные на ватманских листах декорации, и склеенные из того же ватмана объемные фигуры. На полках пылились многочисленные цветы, звезды, буквы, вырезанные из цветной бумаги. Стопкой были сложены загрунтованные и смятые газетные листы. Старый хлам, скажете вы? Но у каждой из этого бесчисленного множества бумаг была своя история.Пощелкивая стенкой полого цилиндра, свой рассказ начала, склеенная из ватмана шахматная королева. «Когда-то давным-давно я была лишь несколькими листами ватмана, которые тихо лежали завернутые в упаковочную бумагу. Листы ватмана могли стать чем угодно – школьной стенгазетой или санитарным бюллетенем на стенах поликлиники, или чертежом космического корабля, а может самолета. Разве могли ватманские листы тогда подумать, что станут мною - шахматной королевой. Но вот пришел человек взял два листа и склеил их в длинную полосу, потом с одного края вырезал зубцы, красками и маркером нарисовал лицо, свернул полосу в рулон и склеил, так что получился высокий полутораметровый цилиндр. Мало тогда походила я на королеву, скорее на куколку насекомого. На этом человек не остановился, он взял еще один ватманский лист разрезал его вдоль и снова склеил сначала узкую длинную полосу, а затем - широкий и низкий цилиндр. Вслед за этим человек вставил высокий цилиндр в широкий и при помощи клея и узких ватманских полос скрепил два цилиндра так, что получилось нечто вроде конусообразной юбки. Так я стала шахматной королевой. Я никогда не забуду день, когда я стояла в свете свечей и смотрела своими нарисованными глазами в глаза людей, которые восхищались мной. Это был мой день, я принесла с собой сказку. И я нисколько не жалею, что сейчас стою здесь в этом шкафу, прислонившись своей головой к дверце и, тихо пощелкивая от неудобства, своими ватманскими стенками».«Наша история не так романтична, и не так драматична – зашуршали, вырезанные из цветной бумаги звезды, цветы, буквы. – Лежа на полке магазина мы тоже задумывались о своей будущей судьбе. Кто-то купит нас? Что он из нас сделает? Выбор наш был еще меньше, чем у ватманских листов. Кому нужна цветная бумага? Разве только школьникам для поделок и самодельных поздравительных открыток. Но как видите, мы превратились в стопку разноцветных цветов, звезд и букв различных размеров. Нас часто берут с полки, чтобы прикрепить на ткань, на стены. У нас никогда не было одного главного выхода, мы – дежурные элементы для оформления дискотек, КВНов, часов песни, сборов, праздников, не требующих какого-то особого оформления». «Наверное, самая необычная судьба у меня, - захрустела загрунтованная серой краской помятая газета. – Нам газетам и мечтать о том, что с нами будет не приходится. Прочитают люди газету, положат в шкаф, потом на балкон, а дальше что только не делают: выбрасывают, используют как оберточную бумагу, разжигают нами печи и костры, утепляют окна, превращают в папье-маше, даже суют в лыжные ботинки, чтобы было тепло ногам. Когда меня взяли с полки, я в страхе хрустнула – для чего меня берут. Совсем неожиданным было для меня, когда меня густо покрыли серой краской, высушили. Когда меня стали безжалостно мять я начала в недоумении шуршать из всех сил – зачем, что со мной делают? А потом меня, не сильно расправив, закрепили кнопками к деревянной стене, оказывается издалека, я очень походила на камень. Вот такая история!».Бумага, как податлива она, как многое можно из нее сделать, если просто пофантазировать. Плотные ватманские листы прочны и пластичны одновременно, благодаря чему их легко превратить в объемные фигуры. Яркую цветную бумагу легко превратить не только в распространенные цветы и звезды, но и листья, траву. А буквы из нее часто бывают просто незаменимы. Наконец, не спешите выкидывать старую газету – может быть, она вам еще пригодится?

 Сказка о ткани.

 В одной большой коробке жило несколько кусков ткани. Подкладочная ткань считала себя здесь королевой. «Я такая яркая, красивая, нарядная! – думала она. – Я могу украсить собой любой праздник! Могу преобразить даже самое серое, скучное помещение». И подкладочная ткань тихо шуршала, довольная сама собой: «Я самая, самая…». «Кх-кх!» – раздался едва слышный кашель. Это кашлял ситец. Он не был так изыскан и легок как подкладочная ткань, он был не так наряден, но зато его было проще натянуть, он меньше скользил по гладким поверхностям. Ситец знал это, но ему не хотелось огорчать подкладочную ткань.Марля молчала. Про нее все чаще забывали. «Но почему? – думала про себя марля, - Конечно, я не такая нарядная, не такая долговечная как подкладочная ткань или ситец, но и у меня есть свои достоинства». Легкостью, воздушностью, прозрачностью с обычной марлей может сравниться, пожалуй, только благородная органза. Представьте, что вам необходимо задрапировать потолок. Подкладочная ткань и ситец не только будут низко провисать, грозя оборваться и упасть в любой момент, но и закроют источники света – лампы, создавая ощущение «темной коробочки». Но задрапируйте потолок марлей и вы увидите, как все изменится. Свет ярких ламп станет более мягким и приглушенным, помещение расцветится как от света разноцветных сафитов. Волшебство можно создать при помощи обыкновенной цветной марли - просто установите несколько зеркал, набросьте на них марлю, и поставьте перед задрапированными зеркалами свечи или карманные фонарики.«Иногда я чувствую себя настоящей актрисой, - сказала подкладочная ткань – Чем я только ни была? И алым парусом, и синими волнами, и лунным лучом…». «Я был зеленым холмом и желтым барханом, а однажды даже молнией, - сказал ситец. - Несколько рядов натянутой на разных уровнях в высоту и глубину лески и иголки, и я превратился в настоящую объемную молнию». «А у вас какое самое яркое воспоминание» - спросила подкладочная ткань у марли. «У меня тоже было одно прекрасное перевоплощение, - робко сказала цветная марля. – Однажды я была радугой». «Радугой? Как же это вам удалось?» – осведомился ситец. «Так же просто как вы стали молнией. На каркас, согнутый из длинного гибкого прута, который, впрочем, мог бы был заменен толстой проволокой, натянули основу, а затем иголками полукругом закрепили куски разных цветов, так, чтобы они повторяли форму каркаса».«Ах, как это романтично!» – воскликнула подкладочная ткань и тут же тяжело вздохнула. - Жаль, что нас чаще используют в качестве массовки, а главные роли играют вырезанные из бумаги буквы и нарисованные декорации». «Вам ли сетовать? – простодушно удивился ситец. – Несмотря на то, что я меньше востребован, чем Вы, я не жалуюсь». Подкладочная ткань только хмыкнула. «Да, не жалуюсь, - уверенно повторил ситец, - потому, что наши роли всегда главные. На нас все держится. Как бы выглядели даже самые прекрасные бумажные буквы и декорации на дощатой или окрашенной стене? С нашей помощью можно просто изменить пространство: снизить потолок, квадратное помещение сделать округлым, уменьшить глубину сцены или задать объем. Да и общее настроение зависит от нас». Ситец поддержала марля, которая тихо сказала: «Мы можем играть разные роли. Иголки, кнопки, леска или веревка помогают нам перевоплощаться, а бумажные буквы и фигуры так недолговечны, их первая роль так часто становится последней». «Пожалуй, вы правы» - задумчиво произнесла подкладочная ткань и, утешившись, снова тихо зашуршала: «Я самая красивая, самая нарядная. Я самая, самая...» Ситец задремал, мечтая о том, как он станет носом корабля, над которым вознесется легкий алый парус из подкладочной ткани. А марля, марля улыбнулась, вспоминая, что она тоже когда-то была радугой.

 Сказка о сцене.

 Сцена дремала. Как тихо, как пусто, как хорошо. Хорошо? Да, хорошо, вот так тихо подремать. Сцена чувствовала себя модницей. Ей так часто приходилось менять наряды, что она научилась разбираться в особенностях своих костюмов и сама могла бы дать советы.Для общих сборов, рабочих встреч подходил строгий деловой наряд. Хорошо натянутая ткань, двух - трех основных, не слишком ярких, гармонично сочетающихся цветов. Строгие вертикальные линии. Вот основные требования. А вот фасоны, «покрой» этого делового наряда могут меняться: ткань может быть повешена в один ряд, или натянута двумя рядами в шахматном порядке, или в виде трапеции из расположенных уступами, лесенкой кусков ткани. Чем еще может быть дополнен такой наряд? Крупный «значок» - эмблема или символ, название сбора или уместная цитата из однотонных строгих букв.Совсем другое дело развлекательные мероприятия. Для них нужны убранства из ткани ярких, даже кричащих цветов. Наряд для развлекательного мероприятия вполне может быть пестрым, разноцветным. И основные линии натяжки ткани так же могут быть различны. Вертикали, горизонтали, диагонали, лучи могут сочетаться в одном «костюме». Здесь все зависит только от фантазии. Основа «одежды» готова. Ее можно дополнять аксессуарами и деталями. Разноцветные звезды и цветы, веселые рожицы – самые популярные из них. Но не стоит забывать и о других возможных вариантах: интересно могут смотреться обычные цветные дамские зонты, развешенные и расставленные по сцене. Полосы, склеенные из страниц «глянцевых» журналов, закрепленные на ткани и хаотически спускающиеся с потолка могут подойти для развлекательных мероприятий самой разной тематики. Если непременно должно присутствовать название мероприятия, то его можно набрать как из однотонных, так и разноцветных букв комических, округлых шрифтов.Для торжественных мероприятий, как и для деловых более подходящи костюмы не слишком кричащих и ярких цветов, не очень пестрые. А вот линии натяжки ткани должны быть более приближены к варианту «наряда» для развлечений. Сочетание нескольких вариаций натяжки, придаст необходимую элегантность. Как и любое вечернее платье, торжественное убранство нуждается в украшениях. Звезды из золотистой, серебряной или сверкающей разными цветами упаковочной бумаги вполне заменяют драгоценности. Но как и для настоящих драгоценностей для бутафории справедливо правило: необходимо знать меру. Для благородно-торжественного наряда идут вырезанные однотонные силуэты предметов, людей или же символы. Конечно, для особых случаев всегда актуальны бутоньерки из живых цветов и зелени. В этих случаях лучше использовать букеты из достаточно крупных и ярких цветов (например, шиповника), поставленных в соответствующую вазу. Лирическому вечеру со стихами и песнями так же нужно соответствующее убранство. Нежные, спокойные цвета, свободно спадающая ткань, легкие волны и воздушные складки. Вот общий стиль такого наряда. Приглушенный свет, букеты или гирлянды из полевых цветов, свечи помогают завершить романтический образ. Конечно, каждый праздник, каждое мероприятие имеет свои особенности и требует своего особенного убранства сцены, но не стоит забывать и о «повседневной» одежде. Ежедневные часы песни, утренние, вечерние сборы, все, что называется рабочими моментами - разве не достойна эта обыденная, но необходимая работа своего, пусть самого простого, наряда.

 Послесловие.

 Что же такое оформление? Это, прежде всего, ваша фантазия. Просто закройте глаза и пофантазируйте. И тогда вы обязательно увидите и бумажных королев, и летающих китайских драконов, и пальмы из цветной бумаги, и алый парус из алого шелка/

Петрова Елена Владимировна Зам. директора школы № 24 г . Костромы, к.п.н.


Просмотров: 2477 | Добавил: учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024